Чтиво

26.08.2011 8041

Граффити в Финляндии

Появление искусства граффити в Финляндии очень тесно связано со становлением родственных ей культур - хип-хопа и брейкданса. Все они имеют схожую философию и пошли из пресловутого гангстерского Нью-Йорка.

Для Финляндии все началось в 1983 году, когда движение хип-хопа, наконец, достигло севера. Зарождение культуры начиналось с рэперских композиций, сначала изредка проскакивающих на радио и закреплялось телевизионными фильмами типа Flashdance, Beat Street, которые красочно, со всей эстетикой черно-белого изображения, описывали будни ньюйоркских танцоров и рэперов. Именно оттуда финская молодежь узнала о брейке, который настолько захватил интересы, что хельсинскому танцевальному обществу даже пришлось пригласить западного танцора Чарльза Слейтера для преподавания новых стилей, которые практиковались под привезенные им же записи английских и американских хип-хоперов. В обществе, которое по началу насчитывало всего 50 человек, собиралось все больше и больше народу. Катастрофически не хватало информации, например, о внешнем виде танцоров судили только по обложкам пластинок. Потом собственную одежду вручную подгоняли под эти стандарты - что-то подрисовывалось, надрывалось, а аксессуары, типа гангстерских украшений, и вовсе часто создавались с нуля. Это было короткое время, когда ощущалась романтика этих движений, настроения хип-хопа действительно были уникальными.

Вместе с тем развивалось и граффити, которое изначально несло в себе индивидуальный хельсинский оттенок. А все большее количество новоиспеченных талантов заставляло Graffiti-художников отрабатывать технику и стиль. Стоит отметить, что в Финляндии изначально общество, в том числе, не втянувшееся в хип-хоп, достаточно благосклонно относилось к разрисованным кое-где стенам, часто с юмором. Единственным случаем противостояния была неудавшаяся кампания мэра "Nuija". Во время нее даже за вознаграждение художников-райтеров не сдавали властям.

Как только появлялась новая граффити-работа, к ней выстраивалась очередь не только самих райтеров, но и критиков-непрофессионалов. А вышедшая в 1985 году книга о американской культуре граффити, в том числе, наглядно иллюстрирующая творения ньюйоркского метро, - Subway Art до сих пор является пособием для райтеров.

К 1987-89 годам стиль граффити и хип-хопа прочно обосновался в городах Финляндии. Фон graffiti за прилавками уличных торговцев, в подземных переходах не просто стал модным, он стал частью городов. В следующие несколько лет различные компании начинают специально заказывать оформление своих магазинов, товаров в этом стиле, пытаясь привлечь клиентов. Не отставали и танцоры брейка с рэперами - их приглашали на открытия всевозможных заведений, а новые пластинки, за которыми раньше приходилось охотиться, теперь пустили в свободную продажу в огромном количестве и разнообразии. Хип-хоп стал модным и Финляндия, а особенно Хельсинки,полностью окунулись в его стиль.

Вместе с тем, очарование хип-хопа и граффити, как чего-то запретного, малодоступного и уникального - стало пропадать, как  в случае с любым продуктом, который начинают распространять маркетологи. Стиль одежды, поведение, танцы хип-хоперов уже никого не удивляли, ровно как и  граффити. Знаменитые "войны стилей" Нью-Йорка в Хельсинки проходили как национальное мероприятие, где работы оценивало профессиональное жюри, в котором сидели столь далекие от истоков культуры граффити люди, как учителя рисования или музыкальные критики. После чего проводились так называемые джемы, призванные развлечь публику брейкдансом и хип-хопом после конкурса. Естественно, критерии и принципы первоначального граффити затирались в истории и памяти - это был уже массовый продукт.

Возрождение настоящего граффити в Финляндии произошло в 1990 году. В это время часть молодых райтеров отделилась от общих соревнований и стала устраивать свои. Анархичность времени, доступность межнациональной связи с другими европейскими райтерами сделали свое дело -  в стиль вернулась свобода, а вместе с ней и полузаконность. Несмотря на серьезность движения (общество даже создало свой журнал Gasmask, распространяемый по нескольким странам) именно этот этап становления граффити отмечен реальными гонениями. Если старая финская граффити-школа практически с самого начала была под контролем, то новое поколение, рисующее не по заказу и там, где вздумается - на поездах, в общественном транспорте,- породило ответную реакцию, где вся официальная система Финляндии восстала против него. Но именно это противостояние сделало современное искусство более выразительным, обострив восприятие художников. Это время отразилось на работах резкой двухцветной текстовой композицией с небольшими иллюстрациями.

Сегодня финское граффити-сообщество именно этих, настоящих, райтеров входит в международное братство. Культура граффити в Финляндии была сохранена именно такой, какой должна была быть, не потеряв, при этом, собственного стиля.

Как говорят финские райтеры, например, Hiv, оппозиция все еще ощущается, но и она, отчасти, делает всех райтеров с разных стран единой нацией со своей единой культурой - graffiti.