Чтиво

26.08.2011 9831

Граффити — прорыв в будущее?

Graffiti зародились в прошлом веке и буквально за несколько десятилетий изменили внешний вид современных городов. Возникает вопрос, что же такое граффити — искусство или все-таки вандализм? И потом, это картины или просто письмо? Ведь многие граффитчики свои работы называют не иначе как «райтингом», то есть именно письмом.

Рассматривая этот вопрос, перенесемся к истоку graffiti — в Нью-Йорк начала шестидесятых годов. Вспомним молодого Julio (Джулио) с 204 street, который в то время «украсил» своим псевдонимом многие районы города. Но еще большую популярность приобретают граффити, когда по всему Нью-Йорку свой тэг «Taki 183» рисует семнадцатилетний грек Демитриос из района Манхеттен. В дальнейшем Демитриос со своими настенными рисунками спускается в городское метро, и это становится началом целого направления уличного искусства. В 1971 году репортер «New York Times» берет интервью у одного из пионеров graffiti, и статья «Taki 183 spawns pen pals» становится первой ласточкой, возвещающей о новом виде нарождающегося искусства.

С другой стороны, эта статья как бы подстегнула молодежь к уличному творчеству, и вскоре стремление к самовыражению таким способом сделалось настолько популярным, что вылилось в целое движение, которое стали именовать не иначе, как хип-хоп граффити.

До этого момента история возникновения graffiti очень достоверна, поскольку четко и однозначно прослеживается во многих источниках. А дальше повествование о культуре уличных художников становится все более запутанным и противоречивым. Особенно загадочным и неоднозначным представляется период зарождения и развития граффити в нью-йоркской подземке. Здесь сами райтеры и поезда, которые они расписывали, словно слились в некую духовную общность — странную и таинственную. Граффитчики того времени рассматривали метро как некую возможность общения с миром, поскольку поезда могли донести их творения до широкой публики. Не случайно особой популярностью пользовались пятый и второй маршруты Lexington Avenue Express, которые охватывали обширные территории Нью-Йорка. Основоположников graffiti не останавливала ни опасность высокого электрического напряжения, ни возможность быть арестованными — это только добавляло адреналин в кровь и побуждало совершить очередной яркий поступок.

Разумеется, молодые ребята раскрашивали и стены городских домов, но подземка оставалась, как говорится, вне конкуренции. С одной стороны, она приносила большую популярность, чем разрисованные статические здания, а с другой стороны, предполагала общение с граффитчиками всего города в целом. И, что еще важнее, метро постоянно мобилизовало на что-то новое, быстрее вырабатывало стиль и вдыхало жизнь в кажущиеся неподвижными буквы.

На сегодняшний день существует семь основных форм граффити, хотя, если коснуться стилей и направлений, их тысячи. Но формы — это как бы основа для расположения и размеров тех или иных элементов настенного рисунка. Постараемся рассмотреть эти формы по степени их значимости.

В первую очередь это TAGS — простейшая форма graffiti с росписью псевдонима, когда имя райтера выставляется на всеобщее обозрение (и чем более яркими и большими буквами, тем выше его слава). На первый взгляд, подобные теги очень похожи друг на друга, однако для знатоков граффити каждая подобная подпись неповторима, словно отпечаток пальца.

Вторая форма тэга — THROW-UPS (набросок) — считается уже более высокой и традиционно использовалась для росписи поездов и стен с помощью баллончика. Как правило, это имя из нескольких букв-пузырей двух цветов — контур и само заполнение. Таким способом очень просто оформлять большие площади.

Третья форма — PIECES — куски и картины. PIECES считается более совершенной формой graffiti, поскольку во фрагментах используется больше букв и сами эти буквы прорисовываются более детально. Первый шедевр master piece при помощи насадок, дающих широкую линию от 3 см, применил в 1972 году Super Кool 223. Его технические новшества сделали граффити более современной и популярной формой искусства.

В период раскрашивания вагонов нью-йоркской подземки родилась еще одна форма graffiti — END TO ENDS, которая предполагала покрыть вагон от края до края, не затрагивая его вверх.

Следующая форма — WHOLE CARS — это уже раскраска вагонного метро полностью, включая даже окна. Первый такой шедевр сделал в 1973 году граффитчик Flint 707 — его работу можно назвать гениальной еще и потому, что она была выполнена в форме 3D. Раскрасить целый вагон — это большая и трудоемкая работа, требующая много краски и уйму времени. По этой причине она, как правило, выполнялась группой райтеров: каждый член такой команды рисовал отдельный кусок в зависимости от своего опыта и мастерства.

Граффитчики, умеющие разрисовать вагон подземки, неизменно почитались среди райтеров, особенно если такой обновленный вагон выходил на линию и получал общественный резонанс. В середине семидесятых годов прошлого столетия целые  вагоны, раскрашенные граффити, стали не просто реальностью, — они демонстрировали буквально шедевры уличного искусства от карикатур до глубоко художественных  критических посланий типа «Stop the Bomb» 1972 года, которое считается классическим образцом граффити того времени.

В своих произведениях современные райтеры все чаще используют известные мультипликационные персонажи; по этой причине многие критики считают, что на искусство граффити большое влияние оказал комический художник Vaughn Bode.

Целый поезд (WHOLE TRAINS) — это уже следующая и более высокая форма graffiti. Первый такой шедевр был продемонстрирован жителям Нью-Йорка 4 июля 1976 года. Его исполнили райтеры Mad 103, Flame One и Caine. Как это ни прискорбно, их гениальное творение просуществовало совсем недолго. К тому времени в метро города была хорошо налажена служба восстановления и обслуживания поездов, и шедевр великих граффитчиков был закрашен уже на следующий день.

Разрисовать целый поезд было очень трудно, поэтому среди райтеров большим распространением пользовалась форма «черви» — выполнение граффити на двух-трех вагонах метро.

По причине того что в уличное изобразительное искусство постоянно вливается все больше молодежи, мастерам graffiti приходится совершенствоваться и находить новые стили. Как написал один из мастеров граффити Vulcan, стиль — это все, он определяет тебя. Можно сказать, что о ярком и индивидуальном стиле впервые заговорили в 1970 году, когда райтер из Филадельфии Top Cat 126 прибыл в Манхеттен и продемонстрировал свой особый стиль начертания букв — длинных, тонких и тесно упакованных. Этот стиль («Broadway Elegant») разработал и впервые применил легендарный граффитчик Cornbread.

Вскоре и другие районы Нью-Йорка стали демонстрировать свои индивидуальные стили, которые легко опознавались настоящими райтерами. Кстати, авторы стилей  старались дать им интересные и характерные имена. Например, Phase II называл свои стили по-разному: «softie letters» (мягкие буквы), «bubble cloud» (с облаками), «Phasemagorical phantastic» (со звездами) и т.п. Для нас, напишет он в своей постоянной газетной колонке «Guide to Reality», это было почти спортивным состязанием, однако правила тут устанавливали те, кто по-настоящему умел создавать что-то новое.

Правда, в тонкостях всех стилей и различных техник могли разобраться только профессионалы граффити, поскольку их (стилей) было много и все они несли различную нагрузку для восприятия. Например, дикий стиль (wild style) с переплетающимися буквами в разных направлениях или 3D, fading, который предполагал плавную смену цвета, готический Kase 2 — все это было филькиной грамотой для человека, далекого от данного искусства, однако очень привлекало внимание к graffiti. Опытные райтеры использовали различные стили, ориентируясь либо на широкую публику, либо на своих собратьев по искусству. Так, один из пионеров этого направления Dondi напишет, что если для обычных людей он использует прямые буквы (Chalfant & Cooper 70-71), то для демонстрации своего искусства перед другими райтерами непременно обращается к стилю wild style.

Истинный райтер постоянно ищет что-то новое и не замарает себя художественным плагиатом. Тем не менее в среде граффитчиков нередки случаи, когда кого-то обвиняют в воровстве чужих идей и стилей. Вспомним такой интересный момент, как соревновательность среди райтеров различных школ и направлений. Например, они накладывали свои рисунки поверх чужих не только в виде презрения к той или иной манере письма, а в первую очередь вызывая соперника к соревнованию. Однако случалось и такое, что какой-то райтер закрашивал чужие творения из-за нехватки места, а то и просто из озорства, как это было показано в фильме «Style Wars».

В мире граффити, как и в каждом искусстве, обычны взаимоотношения типа «учитель — ученик». Естественно, что новички всегда стремятся прибиться к настоящим мастерам, таким как Lee, Phase II, Bama, Taki 183, Stayhigh 149, Seen, Blade, Kase 2 — граффитчикам, которые в мире уличного искусства стали уже легендами.

Если же говорить о том, как тот или иной райтер достигает славы, то тут существует несколько путей. Во-первых, любой мастер должен сначала проявить свою индивидуальность, а уж потом можно прославлять свое имя, например, через средства массовой информации: интервью, фотографии, клипы… Первым, кто достиг славы таким образом, был Taki 183. Достигшие высокой славы райтеры всегда назывались королями и  имели имена «King of the Line», или «King of the Insides», или «King of Style»… Конечно же, слава — вещь переходящая, и потому короли часто меняются, но неизменным остается то, что райтеры уличного искусства постоянно стремятся к совершенству своих форм и методов. И пускай семидесятые годы прошлого столетия считаются самым выдающимся временем становления граффити — нынешнее поколение граффитчиков продолжает это интереснейшее искусство.