Чтиво

26.08.2011 14398

Райтеры и те, кто против. Как решить конфликт?

Сегодня граффити быстро набирает популярность. Однако, хорошо это или плохо, точно сказать нельзя. У всех есть своя личная точка зрения. Но в основном, отношение людей к стрит-арту делится на две группы: за и против. Одни считают, что граффити – это просто уродование стен, дикость, многие приравнивают его к вандализму, преступлению, воспринимают, как угрозу обществу. Другие считают, что граффити – это искусство, которое динамично развивается и никакой угрозы обществу и его культурным ценностям не несет. Противоречия, которые сложились в обществе по этому поводу, разрешить довольно трудно. На первый взгляд даже может показаться, что и пытаться решить этот конфликт не стоит. Однако то, что сделали мельнбурнские власти, доказывает обратное.
  Итак, в Мельбурне местные власти не побоялись сделать шаг навстречу местным художникам. Они провели опрос среди них, спрашивая, как по их мнению должны выглядеть улицы города, и как они бы хотели развиваться лично. Конечно, один опрос не может привести общество к компромиссу, но тем не менее, шаг навстречу был сделан.
Пытаясь наладить взаимоотношения с местными райтерами, мельнбурнский городской совет потратил несколько тысяч долларов, чтобы провести опрос 41 граффитчика и составить примерный список пожеланий, с помощью которого можно было бы выяснить, как налогоплательщики могут помочь уличному искусству.
  Городскому совету был предоставлен отчет о проведенной работе, в котором было сказано, что уличные художники хотели бы повысить свой уровень мастерства и освоить новые виды техники рисования. Для этого он предлагают совету организовать проведение мастер-классов, которые будут финансироваться из городского бюджета, а также организовать территории «высокой терпимости» для их творчества.
  В докладе было упомянуто и то, что практически все опрошенные райтеры ссылались на приближающиеся Игры Доброй Воли в Мельбурне, говоря, что это послужило бы великолепной возможностью продемонстрировать всему миру искусство городского стрит-арта. Райтеры не смогли не напомнить и о том, некоторые из работ, красующихся в переходах, представляют поистине историческую ценность. Удалять эти работы категорически нельзя, в противном случае, город рискует столкнуться с очередной вспышкой бомбинга на «очищенных» участках.
Совет решил провести этот опрос для того, чтобы определить, как необходимо действовать в отношении граффити и самих граффитчиков. Результаты этого социологического исследования были тщательно обработаны профессионалами и представлены в виде доклада городскому совету. Что интересно, в прессе его публиковать не собирались. Однако совет проигнорировал результаты, представленные в докладе и, спустя неделю, принял решение очистить все улицы от настенных рисунков.
Один из представителей городского совета, Дэвид Вилсон заявил о своем желании поддерживать общение с граффитчиками, и готов более подробно обсудить предложения, представленные в отчете. В первую очередь он обрати внимание на то, что общество недовольно рисованием граффити «где попало» и мириться с этим не собирается. Люди хотели бы видеть такие рисунки только в специально предназначенных для этого местах.
Вот что было представлено в докладе:
• Создать пять зон, специально предназначенных для граффити. Что касается площади этих зон, а точнее поверхностей, должна быть больше одной стандартной стены.
• Выделить территории вдоль железнодорожных путей или автомагистралей для наиболее талантливых и профессиональных художников. Они должны быть хорошо просматриваемыми.
• Организовать проведение мастер-классов или других мероприятий, который позволят начинающим граффитчикам перенять опыт у мастеров граффити.
• Создать Граффити-мастерские, которые будут финансироваться за счет городского бюджета. Это позволить трудоустроить профессионалов и мастеров граффити, независимо от их гражданства.
Автором доклада стал преподаватель с кафедры криминологии Мельбурнского университета Марк Хелси. Он сказал, что уничтожение граффити и да и вообще жесткая политика в отношении райтеров просто неприемлема. Все это только увеличит активность граффитчиков и усугубит ситуацию, но решением проблемы уж точно не станет и не поможет избавиться от нелегальных рисунков.
  Многие граффитчики воспримут действия городского совета как провокацию. Это все равно что предоставить им чистые поверхности для рисования .Очистив стены, они только потратят деньги, так как через несколько дней там опять появятся надписи. И все эти действия будут означать только то, что между граффитчиками и властями завязалась война.
Не всех людей волнует эта проблема. Безусловно, есть райтеры и есть ярые противники их творчества. Но есть и те, кому, по большему счету, все равно, как будут выглядеть улицы города, переходы, вокзалы и т.д.
  По мнению доктора Хелси Мельбурн можно поставить в один ряд с такими мировыми центрами граффити, как Нью-Йорк, Лондон или Барселона.
Если говорить о об огранизации и проведении специальных мастер-классов и других обучающих программ для граффитчиков, то в этом определенно есть свои плюсы. Это, как минимум, поможет сформировать характер художника и ,безусловно, научить его азам рисования.
  Еще один из представителей городского совета господин Фенсер Бридли, проголосовавший за налаживание взаимоотношений с райтерами и терпимость по отношению к их творчеству, солидарен с мнением Марка Хелси, утверждая, что жесткая стратегия лишь навредит городу, дав стимул граффитчикам проявлять большую активность. Если их субкультура подвергнется «нападению», то это неизбежно приведет к более глубокому конфликту между граффитчиками и властями. Своими действиями власти только подогревают в райтерах чувство бунтарства, подливая масла в огонь. Поэтому все, что действительно необходимо делать представителям власти, так это проводить более продуманную политику и стремиться к компромиссу, «жесткая» стратегия здесь будет бессильна.