Чтиво

26.08.2017 13229

Граффити - искусство XX века.

Сегодняшнее понятие искусства дает огромные возможности самовыражения для творцов. Произведением может считаться буквально все, даже самые, казалось бы, неподходящие вещи. Однако есть одно направление, которое и в современном мире является очень спорным и, в то же время, как нельзя лучше отражающим этого мира суть. Это граффити.

Вряд ли найдется человек, так или иначе не знакомый с ним. Так же хорошо известно часто негативное отношение властей к этой деятельности и несерьезное - всех остальных. Ассоциации, вызываемые понятием граффити, прежде всего, связаны с уличным хулиганством или даже вандализмом. Между тем, его техника оттачивается вот уже несколько десятилетий, graffiti имеет своих мастеров, свои сложившиеся критерии и, наверно, неотделима от современной истории.

На самом деле понятие граффити гораздо старше, чем можно подумать. Изначально так называли каррикатурные надписи на древних памятниках (итал. graffiare - царапать). Более того, иногда ученые относят к нему также некоторые росписи индейцев Майя или жителей Древнего Египта.

Если говорить о 20 веке, то сегодня данный термин, относят к альтернативным, часто запрещенным видам искусства, представляющим собой рисунки или надписи на плоской поверхности. В том виде, к которому мы сейчас привыкли, граффити существует с конца 60-х годов прошлого столетия и, как считается, обязано своим возникновением некому Деметривсу, жившему в то время в Нью-Йорке. Именно он впервые обозначил своим псевдонимом (TAKI), а также номером своей улицы 183 стены в Манхеттене. Идею подхватили, и, через некоторое время, на стенах Нью-Йорка замелькали самые разные начертания. А с ними пришла и конкуренция в ряды райтеров - так называют художников граффити. Как и любое соперничество, она спровоцировала развитие этого искусства, которое, для того времени, отражалось в улучшении стиля и технике читабельности, а также выбора лучшего места для своих произведений.

Через некоторое время художники переместились в подземку, которая открывала для них новые способы самовыражения - рисуя на составах, они предали своим творениям реальную динамику. Этот виток истории характеризуют радикальные стили граффити, стремление к читабельности уходило в прошлое. Ставка делалась на игру с цветом и размером. Этому способствовали и развивающиеся технологии. Например, появлялись более широкие колпачки(кэпы) к баллонам, что позволяло делать граффити большего размера - впервые такой эксперимент провел райтер Super Kool, который, благодаря этой технике, создал самую выразительную работу для того времени, кроме того, впервые применил окаймление букв, которое, в свою очередь, было началом эры 3D в граффити. Тот стиль получил название bubble letters, а немного позже райтер Pistol 1 реализовал и первое трехмерное изображение - собственное имя в красно-белом стиле, оттененное голубым. Именно 3D давало наибольшие возможности для выражения индивидуальности, чем райтеры незамедлительно и воспользовались.

То время вошло в историю граффити как "война стилей", которое было настолько ярким, что о нем был сняты фильмы ("Style Wars", "Wild style"), а также написаны книги. Это понятие существует и сегодня, правда решается более цивилизованно. Если в середине прошлого века никто ни о чем не договаривался, непонравившееся творения часто просто перечеркивали черным крестом, то сейчас устраиваются своего рода соревнования, на скорость работы или на ее качество. На этих турнирах даже заранее предусмотрены призы победившим, например, в красках. Именно войны стилей граффити, например, породили стиль blockbusters, заключающийся в рисовании огромных, слегка наклоненных букв, позволяющих за короткое время заполнить стену. Однако, в первую очередь, польза этих "войн" заключалась в развитии мастерства, в котором большой размер букв, скорее, относился к ребячеству.

Но, как и любое искусство, граффити порождало, помимо талантливых творцов, подражателей, часто лишенных не то что техники, но и вкуса. Стремясь выделиться, за неимением талантов они прибегали к эпатажу, который фактически переходил в хулиганство. Именно методом граффити стали "метить" свою территорию гангстеры, как правило, не задумываясь о высокохуджественности рисунков. Это, в сочетании с репутацией граффити как альтернативного молодежного, в чем-то даже закрытого искусства, окончательно сформировало общественное мнение и, что немаловажно, мнение властей, которые и так никогда не были в восторге от расписанных составов и муниципальных зданий. В конечном итоге в середине 80-х годов райтеров удалось прогнать из ньюйоркской подземки.

За время существования граффити множество райтеров не просто были лишены места для творчества, но и выплачивали штрафы и даже садились за решетку. Однако, с развитием искусства стало все сложнее его отрицать и во многих городах выделили специальные места для росписи, дабы оградить памятники и муниципальную собственность от порчи. Следующим шагом, с ростом количества художников граффити, власти видели выделение "зон нетерпимости" подобных произведений, а также составления списков самых "опасных" райтеров. Появились понятия легальных и нелегальных стен, а также прозвище "toy" (англ. игрушка) для обозначения низкого уровня мастерства райтера.

Сегодня граффити уже не просто метод самовыражение - это на самом деле отдельное направление искусства, в котором есть свои правила, мэтры, течения. Так, например, различают "гангстерский стиль", встречающийся в больших городах, отличающийся особой каллиграфией; ньюйорксткий стиль или «хип-хоп», тесно связанный с этим музыкальным течением; и даже политическое граффити, изображающее лозунги в виде газетных полос. Сегодня создание самого простого graffiti -рисунка содержит в себе множество нюансов - от выбора подходящей стены до самого процесса, сочетающего в себе все приемы профессиональных художников - подготовку материала (неподходящую поверхность часто приходится грунтовать), создание наброска (для этого райтеры пользуются мелом или маркером) и собственно рисованию баллончиком, арсенал которого сегодня не ограничивается узкой или широкой головкой - придумано множество специальных насадок для различных эффектов: существуют насадки для зигзагообразной струи, с параллельным напором или сверхтолстые. И только в самом конце производится окантовка рисунка. На все это иногда уходит до 3-х дней и 3-4 балончиков с краской!

В современном мире искусство граффити, несмотря на то, что его сердцем до сих пор считается Нью-Йорк, распространилось по всему миру. Во многом этому поспособствовали футбольные фанаты, которые восприняли метод graffiti подходящим для выражения своих пристрастий к той или иной команде. Оно тесно слилось с некоторыми музыкальными направлениями, такими, как вышеупомянутый хип-хоп или поп-культура (в Великобритании). Сейчас можно даже выделить отдельный стиль граффити для каждой страны, например, японское творчество очень отличается в этом плане своей мрачностью, а порой, даже жестокостью сюжетов. Это искусство все больше легализуется, проводятся соревнования уже на государственном уровне. Если еще 20 лет назад подросток, увлекающийся graffiti, считался "уличным", неблагополучным, то сегодня все чаще его расценивают как талантливого молодого человека. Именно о граффити сам Пикассо говорил как о "предельном лаконизме, использовании минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека".

Сегодня существуют целые бригады райтеров, работающих на заказ, например, для площадок роллеров или видеоклипов, где требуются граффити-бэкграунды. Против этого, особенно активно в последнее время, выступает старая школа, не желающая расставаться с романтикой незаконного искусства. Однако новое время порождает новую идеологию. Невозможно наверняка сказать, к чему приведет точка зрения современного поколения, но точно известно, что в мире граффити еще не все сказано. А значит, всех нас ждут новые открытия, стили и, возможно, даже шедевры.